Работа по созданию доступной среды и обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ «Погорельская ОШ» организована по направлениям:
- обустройство здания школы в порядке текущего ремонта и проведение ремонтно-строительных работ;
- приобретение технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
- организация альтернативных форм обслуживания детей-инвалидов;
- утверждение Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
- разработка адаптированных программ для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
В 2023-2024 учебном году в школе обучается 1 ребенок-инвалид по адаптированной образовательной программе.
Реализуется образовательная программа начального общего образования (адаптированная для детей с умственной отсталостью) вариант 1
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБОУ «Погорельская ОШ» созданы условия по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- самостоятельный вход на территорию школы осуществляется через центральный вход;
- на входе установлена вывеска учреждения с режимом работы продублированная шрифтом Брайля;
- первый этаж образовательного учреждения доступен для посещения и передвижения всех категорий инвалидов;
- на территории учреждения нет выделенной парковки для инвалидов. Инвалиды могут припарковаться на прилегающей территории.
- Обеспечивается доступ к официальному сайту учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
- Сотрудник, ответственный за сопровождение и оказание помощи инвалидам на объекте, а также ответственный за организацию работы по обеспечению доступности для инвалидов объекта организации: заместитель директора по УВР Полозова Галина Васильевна.
- Специальные условия питания в связи с отсутствием детей с ОВЗ не требуются.
- Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ « Погорельская ОШ» создаёт равные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Здание школы оснащено автоматической противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатели выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной медицинской первичной помощи в школе медицинский кабинет отсутствует, мед. осмотр и мед. помощь оказывает фельдшер ФАПа д. Погорелье.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. С целью обеспечения контроля за выходом обучающихся и сотрудников в сеть Интернет в образовательном процессе установлен Интернет-фильтр. Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики (в компьютерных классах) и ежедневно в свободном доступе через сеть Wi-Fi. Подробнее ... >>>
Применяется альтернативная версия официального сайта образовательной организации для инвалидов по зрению.
Проведено дублирование графической информации об образовательной организации, в месте её нахождения, графике работы рельефно-точечным шрифтом Брайля.
- Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью необходимости в использовании приспособленных электронных образовательных ресурсов нет. Доступ инвалидов, обучающихся с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на общих основаниях. В школе обеспечивается полное покрытие беспроводной связью. Подробнее...>>>
- Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Обучающихся с тяжелыми нарушениями зрения, слуха - нет.
Для обучения применяются следующие специальные технические средства:
- мультимедийная установка (в каждом кабинете),
- проекторы (в каждом кабинете),
- интерактивные доски,
При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.
- Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие, интернат, жилые помещения для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют
- Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие, интернат, жилые помещения для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
В целях соблюдения требований доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, организации социального обслуживания и предоставляемых услуг, на основании заключения комиссии по проведению обследования здания МБОУ «Погорельская ОШ» для инвалидов и других маломобильных групп населения утвержден Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБОУ «Погорельская ОШ» .
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТА И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НЕМ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «Погорельская ОШ» И ПРИЛОЖЕНИЕ ФОТООТЧЕТ
Что такое инклюзивное образование?
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями
Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?
Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе.
Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:
- ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»(далее — Закон).
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
- Приказ от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
- Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
- Министерство образования и науки Российской Федерации Письмо от 11 августа 2016 г. N вк-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:
- Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
- Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
- Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.
Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.
Прием лиц с ОВЗ в школу
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Что такое специальные условия обучения?
Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
- предоставление услуг ассистента/тьютера;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание образовательной организации;
- использование дистанционных образовательных технологий;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.
Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).
Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ занимаются окружные и городские ПМПК.
Организация обучения на дому лиц с ОВЗ
Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.
ДОКУМЕНТЫ/МАТЕРИАЛЫ
- ИНКЛЮЗИВНОЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (нормативно-правовая база, методические рекомендации, материалы консультаций, полезные ссылки)
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) МБОУ «Погорельская ОШ»
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ. Результаты самообследования.
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ адресной программы (плана) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
- Министерство образования и науки РФ разъяснение от 11 августа 2016 года "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)."
- Министерство образования и науки РФ от 11 марта 2016 года "Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ОВЗ".
- ПРИКАЗ от 11.03.2015г. №1309 Министерство образования и науки РФ ПРИКАЗ "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
- ПРИКАЗ от 2.12.2015г. №1399 Министерство образования и науки РФ ПРИКАЗ" О утверждении плана мероприятий( "дорожной карты") Министерство образования и науки РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования".
- ПРИКАЗ от 19.12.2014г. №1599 Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образование обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)".
- Презентация "ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию"
- Психологические особенности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих).
- Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).
- Психологические особенности лиц с нарушениями речи.
- Психологические особенности лиц с нарушениями слуха (слабослышащих).
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
- Особенности профессиональной подготовки учащихся с нарушениями слуха.
- Содействие профессиональному самоопределению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Противопоказания к профессиональной деятельности для слабослышащих, слабовидящих, лиц с нарушениями речи и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Информационно-справочная система поддержки непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья