МБОУ "Погорельская ОШ"
Смоленская область, Велижский район, д.Погорелье
  • Доступная среда

    Работа по созданию доступной среды  и обучению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ «Погорельская ОШ»  организована по направлениям:

    • обустройство здания школы в порядке текущего ремонта и проведение ремонтно-строительных работ;
    • приобретение технических средств для адаптации (в том числе технических средств реабилитации для индивидуального обслуживания);
    • организация альтернативных форм обслуживания детей-инвалидов;
    • утверждение Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования;
    • разработка адаптированных программ для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

    В 2023-2024 учебном году в школе   обучается 1 ребенок-инвалид  по адаптированной образовательной программе.

    Реализуется образовательная программа начального общего образования (адаптированная для детей с умственной отсталостью) вариант 1

    • Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    В МБОУ «Погорельская ОШ»  созданы условия по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

    • самостоятельный вход на территорию школы осуществляется через центральный вход;
    • на входе установлена вывеска учреждения с режимом работы продублированная шрифтом Брайля;
    • первый этаж образовательного учреждения доступен для посещения и передвижения всех категорий инвалидов;
    • на территории учреждения нет выделенной парковки для инвалидов. Инвалиды могут припарковаться на прилегающей территории.
    • Обеспечивается доступ к официальному сайту учреждения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
    • Сотрудник, ответственный за сопровождение и оказание помощи инвалидам на объекте, а также ответственный за организацию работы по обеспечению доступности для инвалидов объекта организации: заместитель директора по УВР Полозова Галина Васильевна.
    • Специальные условия питания в связи с отсутствием детей с ОВЗ не требуются.
    • Специальные условия охраны здоровья

     В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ « Погорельская ОШ»  создаёт равные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся, в том числе детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Здание школы оснащено автоматической противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатели выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной медицинской первичной помощи в школе медицинский кабинет отсутствует, мед. осмотр и мед. помощь оказывает фельдшер ФАПа д. Погорелье.

    • Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

     Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. С целью обеспечения контроля за выходом обучающихся и сотрудников в сеть Интернет в образовательном процессе установлен Интернет-фильтр. Обучающиеся имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики (в компьютерных классах) и ежедневно в свободном доступе через сеть Wi-Fi. Подробнее ... >>>

     Применяется альтернативная версия официального сайта образовательной организации для инвалидов по зрению.

     Проведено дублирование графической информации об образовательной организации, в месте её нахождения, графике работы рельефно-точечным шрифтом Брайля.

    • Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Для обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью необходимости в использовании приспособленных электронных образовательных ресурсов нет. Доступ инвалидов, обучающихся с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется на общих основаниях. В школе обеспечивается полное покрытие беспроводной связью. Подробнее...>>> 

    • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

     Обучающихся с тяжелыми нарушениями зрения, слуха - нет.

     Для обучения применяются следующие специальные технические средства:

    • мультимедийная установка (в каждом кабинете),
    • проекторы (в каждом кабинете),
    • интерактивные доски,

     При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.

    • Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

    Общежитие, интернат, жилые помещения для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют

    • Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Общежитие, интернат, жилые помещения для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

    В целях соблюдения требований доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, организации социального обслуживания и предоставляемых услуг, на основании заключения комиссии по проведению обследования здания МБОУ «Погорельская ОШ»   для инвалидов и других маломобильных групп населения утвержден Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБОУ «Погорельская ОШ» . 

    ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТА И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА НЕМ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «Погорельская ОШ»   И ПРИЛОЖЕНИЕ ФОТООТЧЕТ

    Что такое инклюзивное образование?

    «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998

    Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

    Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

    Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

    Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями

    Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?

    Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. 

    Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

    • ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»(далее — Закон).
    • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    • Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2016 г.).
    • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
    • Приказ от 2 декабря 2015 г. N 1399 «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
    • Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
    • Министерство образования и науки Российской Федерации Письмо от 11 августа 2016 г. N вк-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

    • Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
    • Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
    • Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

          Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

     Прием лиц с ОВЗ в школу

    Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

    Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

    Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ.

    Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

    Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ

    Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

    Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

    Что такое специальные условия обучения?

    Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

    • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
    • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
    • предоставление услуг ассистента/тьютера;
    • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
    • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
    • использование дистанционных образовательных технологий;
    • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

    Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

    Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

    Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

    Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

    Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

    Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

    ДОКУМЕНТЫ/МАТЕРИАЛЫ

     ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

    Информационно-справочная система поддержки непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике